На карте Эшампла выглядит как расчерченный на квадратики восьмиугольник, однородность которого кое-где нарушена основными магистралями - величественным Пасео де Грасиа, на который барселонцы уже с начала XX в. выходили, чтобы на людей посмотреть и себя показать, улицами Араго и Гран Виа де лес Корте Каталанс, идущими параллельно морю, и проспектом Диагональ, пересекающим город под углом, - и редкими, но просторными площадями, такими, как, например, площадь Каталонии.
Но в своем реальном пространстве район Эшампла далеко не однороден. Большинствоегозданийбылопостроеновмоментэкономического расцвета Каталонии, предпосылки которого стали возникать с начала XIX в., в эпоху, когда Барселона начала постепенно набирать обороты, превращаясь в экономический локомотив страны, подпитываемый индустриальной революцией и пущенный в ход бурным развитием в первом двадцатилетии прошлого столетия, что позволило каталонским заводам стать главными поставщиками европейских держав во время войны.
Этот период экономического процветания, наряду с таким культурным течением в поддержку национального самоопределения, как Ренашенса, и возрождением прикладного искусства, совпал с триумфом модерна, чью славу приумножил.
Барселона - город Гауди, гениальной, не поддающейся определению личности, современника эпохи модерна. Но не только он, но и вся Барселона многим обязана этому художественному течению, сплотившему единым делом десятки архитекторов, сотни строителей и тысячи мастеровых. Это сочетание гениальности, воли и таланта нашло свое, возможно, высшее воплощение во Дворце каталонской музыки - творении Доменека-и-Монтанера, одном из красивейших концертных залов, о котором уже говорилось в предыдущих главах. В Эшампла, бесспорно, сконцентрировано множество образцов архитектуры в стиле модерн и примеров разнообразных ремесленных промыслов, придавших этой архитектуре ее особые форму и характер. Профессиональные скульпторы, мозаисты, кузнецы, мастера по лепнине, дереву, стеклу, росписям и сграффито совместными усилиями преобразили Эшампла в архитектурный ансамбль, причудливое убранство которого парадоксальным образом произрастает на жестком, рациональном костяке.
Поэтому любая прогулка по улицам Эшампла, даже в обход основных достопримечательностей, приносит удовольствие от встречи со следующими одно за другим свидетельствами архитектурного великолепия той эпохи, которые можно подметить в оформлении и капитальных зданий, и маленьких магазинчиков. Балконы, капители, ограды, галереи, колонны, мозаика, сграффито, карнизы, подъезды, витрины, лестницы и лифты часто таят в себе сокровища, открывающиеся тем, кто умеет искать. Несметные богатства могут таиться в интерьерах - настоящих вершинах прикладного искусства, а могут и красоваться прямо на улице, на фасадах и входных дверях. Именно этот полет творческой мысли ставит Барселону эпохи модерна на особое место среди европейских городов, также испытавших сильный строительный рост на рубеже XIX-XX веков.
Вернуться назад
Но в своем реальном пространстве район Эшампла далеко не однороден. Большинствоегозданийбылопостроеновмоментэкономического расцвета Каталонии, предпосылки которого стали возникать с начала XIX в., в эпоху, когда Барселона начала постепенно набирать обороты, превращаясь в экономический локомотив страны, подпитываемый индустриальной революцией и пущенный в ход бурным развитием в первом двадцатилетии прошлого столетия, что позволило каталонским заводам стать главными поставщиками европейских держав во время войны.
«Материнство», Висенс Наварро.
Этот период экономического процветания, наряду с таким культурным течением в поддержку национального самоопределения, как Ренашенса, и возрождением прикладного искусства, совпал с триумфом модерна, чью славу приумножил.
Барселона - город Гауди, гениальной, не поддающейся определению личности, современника эпохи модерна. Но не только он, но и вся Барселона многим обязана этому художественному течению, сплотившему единым делом десятки архитекторов, сотни строителей и тысячи мастеровых. Это сочетание гениальности, воли и таланта нашло свое, возможно, высшее воплощение во Дворце каталонской музыки - творении Доменека-и-Монтанера, одном из красивейших концертных залов, о котором уже говорилось в предыдущих главах. В Эшампла, бесспорно, сконцентрировано множество образцов архитектуры в стиле модерн и примеров разнообразных ремесленных промыслов, придавших этой архитектуре ее особые форму и характер. Профессиональные скульпторы, мозаисты, кузнецы, мастера по лепнине, дереву, стеклу, росписям и сграффито совместными усилиями преобразили Эшампла в архитектурный ансамбль, причудливое убранство которого парадоксальным образом произрастает на жестком, рациональном костяке.
Фонари на Пасео де Грасиа спроектированы архитектором Фалкесом в стиле модерн из металла с керамическими скамьями у основания
Поэтому любая прогулка по улицам Эшампла, даже в обход основных достопримечательностей, приносит удовольствие от встречи со следующими одно за другим свидетельствами архитектурного великолепия той эпохи, которые можно подметить в оформлении и капитальных зданий, и маленьких магазинчиков. Балконы, капители, ограды, галереи, колонны, мозаика, сграффито, карнизы, подъезды, витрины, лестницы и лифты часто таят в себе сокровища, открывающиеся тем, кто умеет искать. Несметные богатства могут таиться в интерьерах - настоящих вершинах прикладного искусства, а могут и красоваться прямо на улице, на фасадах и входных дверях. Именно этот полет творческой мысли ставит Барселону эпохи модерна на особое место среди европейских городов, также испытавших сильный строительный рост на рубеже XIX-XX веков.
Внутренний двор и парадная лестница дома Аматльер на Пасео де Грасиа